Сегодня все больше квалифицированных специалистов отказываются от работы в организациях, а предпочитают оказывать услуги индивидуально. Это позволяет трудиться удаленно, свободно планировать рабочий график, сохранять финансовую независимость. Один из легальных и удобных способов организовать свою работу — оформить статус самозанятого. Что для этого требуется и как это сделать — расскажем в нашем материале.
Что такое самозанятость
Самозанятость — форма организации профессиональной деятельности, которая позволяет работать самостоятельно, без необходимости получать статус индивидуального предпринимателя (ИП) или организовывать юридическое лицо. Самозанятый оказывает услуги или торгует изделиями собственного изготовления, получая оплату напрямую от клиентов и добровольно уплачивая с нее фиксированный налог. В России этот статус введен в 2019 году и регулируется специальным фискальным режимом — налогом на профессиональный доход (НПД).
Главное отличие самозанятых от ИП — более простое налогообложение и минимальные административные требования. Они не платят страховые взносы в пенсионный фонд и не ведут сложную бухгалтерию. Все, что нужно для начала работы — зарегистрироваться в налоговой службе и фиксировать доходы через специальное приложение.
Плюсы и минусы самозанятости
У данной формы организации деятельности есть несколько очевидных преимуществ:
-
Простота регистрации. Оформить статус можно буквально несколько минут. Для этого достаточно выбрать из доступных сервисов наиболее удобный, установить мобильное приложение или зайти на его веб-версию. Также оформление доступно напрямую в уполномоченных банках.
-
Низкие налоги. Самозанятый обязан уплачивать 4% с доходов, если оказывает услуги или продает товары физическим лицам, и 6% — если работает с ИП и юрлицами.
-
Отсутствие отчетности. Не нужно самому высчитывать размер налога: вся отчетность ведется в сервисах автоматически.
-
Легальность деятельности. У лиц, которые оформили самозанятость и исправно платят налог, не возникнет проблем с законом.
-
Расширенная клиентская база. Многие организации (например, государственные и муниципальные) не имеют право пользоваться услугами или приобретать товары у лиц, не имеющих официального статуса. А оформленная самозанятость дает возможность легально сотрудничать с ними.
-
Надежность и репутация. Многие клиенты предпочитают обращаться за услугами к тем, кто имеет официальный статус: это повышает уровень доверия.
-
Нет необходимости платить страховые взносы. Самозанятые освобождены от обязанности ежемесячно уплачивать взносы в пенсионный фонд и сохраняют существенную часть доходов.
Также самозанятые могут формировать через выбранное приложение справки и обращаться с ними в банк для оформления кредитов.
Но такой режим налогообложения тоже не идеален и подходит далеко не всем, так как имеет ряд недостатков:
-
Ограничение доходов. В 2025 году максимальный дохода для самозанятых — 2,4 млн рублей в год. Все заработанное свыше этой суммы облагается НДФЛ.
-
Доступ не ко всем видам деятельности. Например, самозанятые не могут заниматься продажей готовых товаров (изготовленных не ими лично), производством подакцизных продуктов (алкогольных напитков и др.), вести юридическую, охранную, частную розыскную деятельность и т. д.
-
Отсутствие социальных гарантий. Самозанятые не платят страховые взносы, поэтому их пенсионные отчисления не формируются. Также лица с данным налоговым статусом не имеют права на оплачиваемый отпуск (в том числе декретный) и больничный.
-
Запрет на найм сотрудников. Самозанятые могут вести деятельность только индивидуально, нанимать себе в помощь работников они не в праве.
-
Недоступность некоторых видов налоговых льгот. Плательщики НПД не могут оформлять налоговые вычеты: например, при покупке собственного жилья с их помощью можно вернуть довольно значительную сумму.
Кроме того, использовать приложения для фиксации доходов удобно не всем людям. Несмотря на автоматизацию отчетности, в них тоже бывают сбои, поэтому начисления налогов нужно постоянно контролировать, а выплачивать их — ежемесячно.
Есть и еще один существенный минус самозанятости: если получаемый доход низкий или нестабильный, могут возникнуть трудности при оформлении кредита в банке.
Кому можно оформить самозанятость
Вести индивидуальную трудовую деятельность в упрощенном налоговом режиме на территории Российской Федерации имеют право:
-
Граждане РФ старше 18 лет, а также лица с 14-летнего возраста с согласия родителей или законных попечителей;
-
Граждане Украины, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, которые являются налоговыми резидентами РФ (находятся в стране безвыездно не менее 183 дней в году и ведут трудовую деятельность), имеют ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и разрешение на жительство.
Самозанятость допустимо совмещать с работой в найме: в этом случае работодатель продолжает отчислять за сотрудника НДФЛ и страховые взносы. Заработная плата, полученная за работу в организации, в качестве прибыли самозанятого не учитывается.
Не разрешается оформлять самозанятость лицам, имеющим статус ИП, а также соучредителям юридического лица. Не могут получить данный статус и государственные служащие: исключением может быть только оформление ими самозанятости для сдачи недвижимости в аренду.
Как стать самозанятым в 2025 году: пошаговая инструкция
Шаг 1: Проверьте соответствие деятельности.
Убедитесь, что ваш вид деятельности разрешен для самозанятых. Если выбранное вами занятие не подходит работы в рамках НПД, зарегистрируйтесь в качестве ИП или откройте юридическое лицо.
Шаг 2: Подготовьте документы.
Для регистрации понадобится скан паспорта и ИНН.
Шаг 3: Выберите подходящий сервис и установите приложение
Воспользуйтесь сервисом «Мой налог», порталом «Госуслуги» личным кабинетом на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) или в банке. Иностранные граждане могут оформить статус самозанятого только через ФНС.
Шаг 4: Авторизуйтесь, следуя внутренним подсказкам
Если вы ранее не пользовались выбранным сервисом — пройдите в нем регистрацию, следуя инструкции.
Шаг 5: Выберите вид деятельности и регион
При заполнении заявления укажите сферы, в которых собираетесь работать (их должно быть не более пяти). Также важно обозначить регион, в котором вы планируете оказывать услуги.
Шаг 6: Привяжите банковский счет
Его реквизиты можно узнать в приложении или на сайте банка, либо обратиться за необходимой информацией в ближайший офис.
Шаг 7: Получите подтверждение.
Регистрация самозанятости может занять от нескольких минут до нескольких часов. Как только вам придет подтверждение — можете приступать к работе и принимать оплаты от клиентов.
Как стать самозанятым в такси Яндекс Про
Работа в такси с использованием статуса самозанятости — популярный вариант для тех, кто хочет иметь официальную работу или подработку, не оформляя ИП. Чтобы стать самозанятым водителем в Яндекс Про, действуйте в следующем порядке:
-
Оформите самозанятость через «Мой налог» или «Госуслуги».
-
Авторизуйтесь в сервисе Яндекс Про.
-
В личном кабинете Яндекс Про укажите свой статус самозанятого, загрузите подтверждающие документы (например, скан паспорта и свидетельства о регистрации самозанятого).
-
Начинайте принимать заказы.
Яндекс Про поддерживает прямую интеграцию с приложением «Мой налог», что упрощает оформление чеков и уплату налогов.
Можно ли отказаться от самозанятости
Прекратить действие статуса самозанятого также просто, как и его получить. Для этого откройте приложение, в котором вы регистрировались, перейдите в настройки профиля и выберите соответствующую опцию — например, «сняться с учета в ПНД». Затем укажите причину снятия и подтвердите действие. Решение о прекращении статуса самозанятого обычно приходит в течение нескольких минут.
Если вы решили не отказываться от статуса самозанятого, но хотите приостановить свою деятельность на неопределенное время — то ничего делать не нужно: при отсутствии поступлений на счет налог начисляться не будет.
Таким образом, оформить самозанятость в 2025 году — это простой и доступный способ начать собственный небольшой бизнес, легализовать доходы от фриланса, услуг или продаж. Статус самозанятого подходит для тех, кто ценит свободу, минимальные административные барьеры и прозрачное налогообложение.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что нужно для того, чтобы стать самозанятым?
Необходимо авторизоваться в одном из доступных сервисов, предоставить свой ИНН и паспортные данные, выбрать вид деятельности и подать заявку. Решение обычно не занимает много времени и приходит в течение нескольких минут.
Как стать самозанятым через «Мой налог»?
Скачайте приложение «Мой налог», запустите его и зарегистрируйтесь, указав необходимую информацию. Подтвердите личность через фото и загрузку документов. Если вы все сделали правильно, после проверки статус самозанятого будет одобрен.
Как стать самозанятым через «Госуслуги»?
Авторизуйтесь на портале, введите в поиске «Регистрация в качестве самозанятого».
Заполните онлайн-заявку, указав паспортные данные, ИНН и контактную информацию. Затем подтвердите регистрацию и дождитесь уведомления. После подтверждения вы получите доступ к личному кабинету самозанятого.
Сколько стоит сделать себя самозанятым?
Регистрация в качестве самозанятого бесплатна: никаких государственных пошлин или сборов за предоставление данной услуги не предусмотрено.
Информация в статье актуальна на момент публикации. Финансовые условия могут изменяться. Пожалуйста, проверяйте актуальные данные на странице интересующего вас продукта. Банк не несет ответственности за использование устаревшей информации.









