Злоумышленники каждый год придумывают новые способы украсть чужие деньги, в том числе вынуждают оформлять займы и переводить деньги на якобы безопасные счета. Пандемия ковида и период самоизоляции заставили преступников делать больший упор на телефонные виды мошенничества. Чтобы защититься, стоит постоянно знакомиться с новыми мошенническими схемами.
Как оформляют зеркальный кредит
Мошенники используют эту схему, играя на страхе человека. Клиенту звонит преступник и представляется сотрудником банка. Он просит подтвердить заявку на заем. Клиент сообщает, что никакой заявки он не оставлял. Аферист убеждает жертву, что заем пытаются получить преступники от имени клиента. Он говорит, что для защиты обычно оформляют встречную заявку на ту же сумму — якобы тогда банк отменит первую. А вторую позже закроет сотрудник. Разумеется, при этом он утверждает, что действовать нужно срочно.
Клиент следует инструкциям и вместе с аферистом оформляет единственную настоящую заявку. В процессе злоумышленник завладевает дополнительными персональными данными, если не заполучил их раньше.
Чуть позже аферист может сказать, что новая заявка была оформлена слишком поздно, и выдуманным преступникам уже одобрили заем. Деньги они еще не получили, и единственный способ спасти свои средства — перевести их на некий защищенный счет.
Клиент переводит деньги. В реальности оказывается, что он отправил либо собственные сбережения, либо средства, которые ему выдал банк по единственной реальной заявке. Никакого специального безопасного счета не существует. Клиент переводит деньги на счет, к которому звонивший имеет доступ.
Как мошенники вынуждают взять кредит по телефону
Истории жертв аферистов часто вызывают удивление. Признаки обмана заметны быстро, а действия пострадавших выглядят нерациональными. Эти истории объединяет один важный элемент ― преступники почти во всех случаях утверждают, что деньги жертвы под угрозой.
Злоумышленники погружают клиентов в состояние стресса, призывая срочно спасаться от тяжелых последствий. Случайный человек не сталкивается с подобными ситуациями ежедневно. Естественно, он испытывает растерянность, доверяет аферисту. Звонящий выглядит защитником, потому что предупреждает об угрозе. Образ сотрудника банка лишь поддерживает иллюзию.
Поэтому неудивительно, что срабатывают даже схемы с переводом наличных средств. Есть примеры, когда аферисты убеждали жертв снять деньги через банкомат и внести на счет преступника. Клиентам не приходило в голову, что наличные, которые уже у них в руках, далеким мошенникам недоступны.
Второй важный элемент мы уже упоминали. Преступники представляются сотрудниками банка или специалистами по безопасности. Это инстинктивно вызывает доверие. Звонок от случайного человека с историей об угрозе финансам жертвы заведомо выглядит подозрительно. Аферисты знают об этом, поэтому представляются официальными лицами. На этом приеме основаны и более опасные случаи. Например, когда преступники представлялись полицейскими по телефону и склоняли жертв к общественно опасным действиям.
Стресс и имитация официальности — главные спутники аферы. Злоумышленники задействуют простые психологические механизмы, которые свойственны большинству людей.
Как удостовериться, что звонит именно мошенник
Понять, что вы разговариваете с аферистом, можно не всегда, но довольно часто. Если человек, назвавшийся сотрудником банка, пытается узнать ваши паспортные данные, информацию о счете или карте, это точно преступник. Когда вам действительно звонят из вашего банка, вся необходимая информация у сотрудника уже есть или он может получить ее через свою организацию. Если у него нет каких-то данных, он и не должен ими располагать.
Другой способ распознать афериста — задавать вопросы. Злоумышленники часто делают упор на стремительность и пытаются сбить жертву с толку. Обычно они не слишком продумывают свою легенду. Если они сразу не могут ответить на вопросы о своей должности, департаменте, полномочиях или уклоняются от ответов, то с вами говорят преступники. Этот способ не гарантирует, что вы не попадетесь на хорошего импровизатора. Он может на ходу придумывать ответы. Если вы не ориентируетесь в банковской структуре, то он легко сможет вас запутать.
Третий способ — обращать внимание на действия, которые вас просят совершить. Если банк обнаруживает подозрительную активность от вашего имени, ему нужно лишь удостовериться, знаете ли вы о ней. Все рычаги — отмена заявки, блокировки перевода или самого счета — уже в руках банка. Никакого деятельного участия, кроме одобрения или отказа от действий, со стороны клиента не требуется.
Любые вопросы о ваших персональных данных, просьбы подать заявку или произвести какие-то манипуляции с вашим счетом — однозначный признак звонка от аферистов.
Последний признак мошенничества — стремление заставить вас действовать быстро. Преступник делает все, чтобы держать жертву в состоянии стресса. Он может пытаться подгонять вас, уклоняясь от ваших вопросов. Но реальный банк в состоянии остановить любые операции с вашим счетом. Поэтому сотрудник не нуждается в том, чтобы вы производили какие-то операции. Тем более срочные.
Что делать, если заем все-таки оформили
Если вы поняли, что стали жертвой аферистов, нужно немедленно связаться с банком. Он предпримет необходимые действия, чтобы защитить ваши счета от последующих действий преступников.
После того как клиент переводит деньги злоумышленникам, банк уже бессилен ― средства не вернуть. Но оставшиеся ваши финансы он защитит.
Необходимо обратиться в полицию и сообщить все, что вам известно об аферистах. Прежде всего, телефонный номер, с которого они вам звонили, и реквизиты счета, на который вы переводили деньги. Эти сведения — фактические следы, ведущие к преступникам.
Желательно запомнить, какие сведения вы передали злоумышленникам.
К сожалению, пока не будут предоставлены доказательства мошеннических действий против вас, любая ваша задолженность перед банком останется актуальной. До вынесения судебного решения вы будете обязаны выплачивать украденную сумму.
Велики ли шансы выиграть суд
Вероятность вернуть деньги при схеме с зеркальным займом невысока. То же касается и многих других видов телефонного мошенничества. На то есть несколько причин.
Пока преступник оформляет заем, жертва самостоятельно передает необходимые данные, а после лично совершает перевод. Доказать факт обмана можно, только если полиция сможет поймать злоумышленников. В противном случае ситуация выглядит как неисполнение обязательств.
Аферисты страхуются на случай преследования. Сим-карта, с которой совершен звонок, скорее всего, оформлена на другого человека. То же касается и счетов, на которые заставляют перевести деньги. Далеко не всегда можно установить связь между их обладателем и преступником. Вплоть до того, что хозяин счета может оказаться такой же жертвой аферистов.
Могут ли на вас взять кредит, если утерян смартфон
Короткий ответ: да, такая вероятность есть. В деталях все несколько сложнее и зависит от множества условий.
Взломать защиту смартфона может быть сложно, но гарантировать неприкосновенность информации в нем практически невозможно. Поэтому важно немедленно блокировать сим-карту, если вы потеряли смартфон. Однако этого может быть недостаточно.
Возможности злоумышленников во многом зависят от степени защищенности смартфона. Если вы активно пользуетесь банковскими приложениями и другими чувствительными сервисами с гаджета, стоит устанавливать несколько линий преград для вора.
Сам смартфон должен быть заблокирован. Желательно через сканер отпечатка пальца или Face ID. Если гаджет поддерживает только ПИН-код, шифр должен быть неочевидным, а количество ошибок при его вводе — ограниченным. Доступ к банковским приложениям, электронной почте и Госуслугам стоит защитить разными кодами.
Если экран смартфона и приложения защищены слабо, это может дать преступникам возможность взять на ваше имя заем, управлять счетами. При этом они могут изменить пароли и контактные данные на сервисах. У вас даже не будет возможности следить за их действиями, тем более предотвращать их.
Последствиями такой беспечности может стать полная потеря финансов, большие долги и даже ведение преступной деятельности от вашего имени.
Установка двойной аутентификации может серьезно снизить риски. Тогда при краже смартфона злоумышленники мало что смогут сделать. При условии, что вы вовремя заблокируете сим-карту. Любое действие с финансами и доступ к личной информации нужно будет подтвердить через СМС или звонок, а эти функции окажутся нерабочими.
Как избежать подобных ситуаций
Чтобы реализовывать мошеннические схемы, преступнику нужно завладеть вашими данными. Как минимум ему требуется знать ваше имя и телефон. Злоумышленники стараются предварительно получить и другую информацию. Например, паспортные данные или номера банковских счетов и карт. Поэтому важно следить за тем, где и как вы распространяете информацию о себе.
С другой стороны, даже если у вас есть возможность не оставлять свой телефонный номер в общем доступе, это не гарантирует его сохранности. Практически ежемесячно можно слышать истории о взломе самых разных сервисов, которые хранят пользовательские данные. Стоит помнить и о непубличных случаях утечек. Иногда сами недобросовестные сотрудники организаций продают базы данных.
Внимательное отношение к персональной информации снижает вероятность ее попадания в руки преступников, но не исключает ее.
Помните: ничего опасного не может произойти, пока вы ничего не делаете. Самый надежный способ узнать, действительно ли вам звонят из банка, — прекратить разговор и перезвонить по официальному номеру организации. Любые активные действия со счетом и займами должны производиться по вашему звонку в банк, а не наоборот.
Иногда преступники представляются полицейскими и предлагают поучаствовать в некой операции по захвату аферистов. Такие звонки следует незамедлительно сбрасывать. Любое сотрудничество с полицией начинается с очного знакомства с сотрудниками в отделении, а не с телефонных переговоров. То же касается и сотрудников налоговой и других государственных служб. Они не имеют права заставлять вас сотрудничать.
Информация из любых СМС-сообщений от банка, коды на обратной стороне карт и ПИН-коды не разглашаются даже сотрудникам банков. Любой, кто запрашивает их, — злоумышленник. Разговор с ним стоит немедленно прекратить.
В большинстве случаев единственный, кто может нести угрозу своим банковским счетам, — сам клиент. Важно помнить об этом. При любых обстоятельствах, когда банковская защита скомпрометирована без вашего участия, организация сама возьмет ответственность за предотвращение кражи.
Об авторах материала
Статья подготовлена Банком Синара. Мы стремимся повышать финансовую грамотность и безопасность наших клиентов. Если вам звонят и представляются сотрудником службы безопасности Банка Синара, положите трубку. При любых подозрительных операциях мы сначала блокируем переводы и ни в коем случае не просим разглашать персональную информацию.
В Банке Синара вы можете оформить кредиты (в том числе с гарантией ставки 0%), выгодные вклады и карты с кешбэком до 7%.
Информация в статье актуальна на момент публикации. Финансовые условия могут изменяться. Пожалуйста, проверяйте актуальные данные на странице интересующего вас продукта. Банк не несет ответственности за использование устаревшей информации.